Здоровье детей оценивается по психомоторному и речевому развитию, требующему внимания специалистов. В клинике La Salute работают опытные педиатры и детские неврологи.
Нервная система детей имеет свои особенности: мозг развивается по-разному в детском и взрослом возрасте, созревание клеток завершается к трём годам, а кора мозга становится похожей на взрослого к восьми годам.
Оценка психомоторного и речевого развития проводится периодически в зависимости от возраста: ежемесячно, раз в три месяца и ежегодно.
Календарь первого года развития ребенка

- 1 месяц: сокращение, улыбка, удержание головки.
- 2 месяца: поворот головы, улыбка, следование за предметами.
- 3 месяца: реакция на звуки, фокусировка взгляда, реакция на игрушки.
- 4 месяца: реакция на мать, смех, умение держать предметы.
- 5 месяцев: узнавание близких, стояние, игры с игрушками.
- 6 месяцев: попытки ползать, сидение, попытки держать ложку.
- 7 месяцев: ползание, первые попытки вставать, интерес к различным текстурам.
- 8 месяцев: самостоятельное сидение, жевание пищи, игры в прятки.
- 9 месяцев: ходьба за ручку взрослого, понимание простых слов, игра в песочнице.
- 10 месяцев: самостоятельное становление, использование простейших жестов, игра с кубиками.
- 11 месяцев: ходьба с опорой, повторение звуков, различение цветов.
- 12 месяцев: самостоятельная ходьба, первые слова, игра с мячом.
Факторы, влияющие на развитие
- Генетика: наследственность играет важную роль в формировании индивидуальных особенностей ребенка, включая его темперамент, склонности к определенным заболеваниям и способности.
- Беременность: состояние здоровья и образ жизни беременной женщины оказывают прямое влияние на здоровье и развитие плода.
- Экология: качество окружающей среды может повлиять на здоровье ребенка, особенно на развитие его органов и систем.
- Социум: социокультурная среда, в которой воспитывается ребенок, определяет его ценностные ориентации, поведенческие паттерны и социальные навыки.
- Материальные условия: доступность качественного питания, адекватной медицинской помощи, образовательных ресурсов и благополучные жилищные условия способствуют здоровому развитию ребенка.
- Психоэмоциональная среда: эмоциональная поддержка, психологическая безопасность и уровень стрессоустойчивости окружающих важны для формирования психического здоровья и адаптивности ребенка.
Важная роль педиатра

Регулярные посещения педиатра способствуют своевременной выявлении и коррекции отклонений в развитии.
В первый год жизни дети осваивают базовые двигательные навыки, которые являются фундаментом для будущего развития. Процесс моторного развития часто завершается к двенадцати месяцам.
Основные этапы моторного развития
Педиатры выделяют пять стадий психомоторного развития:
- С рождения до 1 месяца
- С 1 до 3 месяцев
- С 3 до 6 месяцев
- С 6 до 9 месяцев
- С 9 до 12 месяцев
Развитие моторики у младенцев до 1 месяца характеризуется умением держать голову, реагированием на улыбку и попытками смотреть.
Факторы, влияющие на моторное развитие
На психомоторное развитие оказывают влияние различные факторы:
- Генетика: наследственность играет важную роль в формировании моторных навыков у ребенка.
- Беременность: здоровое развитие моторики начинается уже в утробе матери, поэтому важно бережно относиться к будущей маме.
- Экология: экологическая обстановка также может влиять на развитие моторики детей.
- Социальное окружение: условия, в которых вырастает ребенок, могут повлиять на его моторное развитие.
- Материальные условия: наличие доступных игрушек, средств для занятий спортом и других средств развития также важно для формирования моторики.
- Психологическая обстановка: эмоциональная среда, в которой живет ребенок, имеет значение для его моторного развития.
Роль родителей в развитии малыша
Важно не ограничивать движения детей, позволить им исследовать мир, играть с развивающими игрушками и ограничить использование гаджетов.
Задержка моторного развития
Родители должны вникать в развитие своих детей, чтобы своевременно обнаруживать отклонения и обращаться за медицинской помощью. Чем раньше проблемы будут выявлены, тем проще и эффективнее будет лечение.
Задержка моторного развития может проявиться в том, что ребенок начинает ходить позже своих сверстников, испытывает затруднения с выполнением мелкой моторики (например, застегивание кнопок или завязывание шнурков) или имеет проблемы с координацией движений. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, но при наличии подозрений на задержку в развитии лучше обратиться к специалистам для профессиональной оценки.
